54-ФЗ: Онлайн-кассы
54-ФЗ: Онлайн-кассы
TeamIdea рассказывает о переходе на онлайн-кассы.
— Какая часть предпринимателей по Вашим оценкам должна была перейти на работу с онлайн-кассами с 1 июля 2018 года (в процентном соотношении и в абсолютных цифрах)?
Согласно законодательству, а именно редакции №54-ФЗ, перейти должны все предприниматели. В прошлом году переход осуществил весь крупный бизнес. С 01.07.2018 это требование будет касаться владельцев ИП, после чего «за бортом» останутся только кассы вендинговых автоматов. Итого, 95% рынка.
— Как вы оцениваете итоги работы за год после перехода большей части бизнес-сообщества на онлайн-кассы? Что изменилось?
Если мы говорим об итогах работы самой системы онлайн-касс, то на первых порах переход был болезненным и трудным. Постепенно ситуация выровнялась, и сейчас наблюдается больше преимуществ, чем недостатков. Так, например, самое важное преимущество для любого бизнеса – это прогнозируемость работы касс и сервиса по анализу их деятельности, и всё это становится возможным с появлением онлайн-касс. Также, открываются дополнительные возможности работы с большими цифровыми данными: ОФД предоставляют сервисы по анализу тех или иных безличных чековых данных. Например, объемы торговли молочных продуктов в Московской области по времени суток по типам оплаты – наличные/ карты.
Если мы говорим об итогах годовой работы бизнеса и предпринимателей, то начало этих внедренческих мероприятий сопровождалось сильным стрессом, все только-только начали привыкать, поэтому главным итогом и успехом можно считать фактический переход в новую систему кассового расчёта.
— В целом результаты реформы можно охарактеризовать как положительные или отрицательные? Почему?
Двояко. Положительны интенция, намерения и цель внедрения онлайн-касс, но методы, которые применяются на государственном уровне и сопровождают данные мероприятия, скорее будут охарактеризованы как отрицательные, начиная от высоких затрат на переход и заканчивая архитектурой решения. Например, если мы говорим, что электронный чек получает налоговая, то между налоговой и кассой формируются два-три звена посредников в виде оборудования, программного обеспечения (ПО) и нескольких цифровых подписей. Это очень громоздко.
— Затраченные бизнесом на покупку и установку касс средства окупились за счет новой системы расчета с покупателями?
Расчёт с покупателем не изменился – наличный расчёт, оплата по кредитным или дебетовым картам и прочие способы так и остались: новые дополнительные формы, появившиеся в системе, никак не отразились на взаимоотношениях с потребительской аудиторией. К слову, известно, что только 1% покупателей проверяют свои чеки в онлайне и не просят бумажного. Продавцы по требованию Покупателя обязаны отправить электронный чек. В Законе явно указано «ИЛИ».Государству стоит очень серьезно поработать над продвижением опции использования электронных чеков, заняться просвещением, чтобы по-настоящему заработал народный контроль. Плюс помимо хранения электронных чеков покупателям нужна дополнительная мотивация.
— И все же, существуют ли способы «окупить» затраты?
Раньше, когда у предприятия оставались старые кассы, необходим был фискальный оператор (ОФД – оператор фискальных данных), который бы передавал все вносимые данные, и возможность автоматической передачи данных в налоговую. Если у тебя старое оборудование, тебе нужно закупить новые кассы и зарегистрировать (это называют касты, оборудование). За счёт чего их можно окупить в рамках новой системы? Экономия на печати бумажных чеков, покупке кассовой ленты (минимизировать расходы на печатную ленту). Плюс, ОФД получает какие-то деньги. Единственная возможность окупить это всё – заложить в себестоимость.
— Внедрение онлайн-касс как-то повлияло на финансовые показатели компаний? - Что вы думаете о втором, грядущем этапе реформы - чем он будет отличаться от первого, будут ли учтены недочеты первой волны внедрения онлайн-касс?
Сперва компании понесли серьёзные расходы, поскольку появилась необходимость закупать соответствующий софт, оборудование и криптоключи, а также и изменять бизнес-процесс предприятия. Сейчас, с точки зрения увеличения продаж и сокращения общих расходов, эти показатели нерелевантны и никак не зависят от внедрения онлайн-касс.
Очень надеемся, что недочеты будут учтены со стороны государства. В любом случае, все компании должны будут адаптировать свои учетные системы к уже объявленным изменениям и подготовиться к быстрой реакции на изменения потенциальные. В противном случае, торговое предприятие рискует понести колоссальные убытки, которые вполне реально могут поставить под вопрос целесообразность существования бизнеса в целом.
— Можете ли вы рассказать о вашем решении на реальном примере?
Согласно требованию 54-ФЗ, компания ООО "ЦЕППЕЛИН РУСЛАНД" внедрила решение iDEAL: FOS на базе SAP ERP и S/4 HANA, разработанное TeamIdea.
«Правки, внесённые законодательством, потребовали от нас существенного изменения процессов, связанных с применением наличных расчётов и использованием ККТ. С переходом на онлайн-кассы от нас потребовалось, чтобы информация в виде электронных чеков передавалась в ФНС в режиме онлайн через Интернет. Электронный чек, в отличие от обычного, требует больше реквизитов, указания QR-кода и другой информации, которую можно взять только из нашей учетной системы. Наши офисы продаж располагаются в разных регионах, однако решение позволяет независимо от времени и удаленности обособленного подразделения отслеживать работу каждой кассы и состояние фискальных регистраторов. В случае проблем с фискальными регистраторами система автоматически посылает уведомление в техническую службу поддержки и в финансовый отдел», — Светлана Мазуркевич, главный бухгалтер ООО «ЦЕППЕЛИН РУСЛАНД».
Читайте также
Начнем вашу историю успеха?
Мы готовы предложить эффективные цифровые решения для устойчивого роста бизнеса. Напишите нам, чтобы начать работу над вашим проектом уже сегодня.