В завершение краткого экскурса в сложности Roll-Out проектов, сегодня мы уделим внимание еще нескольким важным аспектам. 

Формы бухгалтерской отчетности

Настройка форм бухгалтерской отчетности производится на базе альтернативного плана счетов, чтобы пользователи при формировании отчета видели результаты по счетам РСБУ. При формировании бухгалтерской отчетности нужно учитывать два фактора:

  • Для вывода альтернативных счетов в отчетности необходимо активировать на селекционном экране опцию «Альтернативный счет»;
  • Если в компании используется сдвинутый финансовый год, то для формирования отчетности за календарный год используется опция «Альтернативный период».

Эти опции доступны во всех стандартных транзакциях для формирования балансовой отчетности: F.01, J_3RFBS_ALL, J_3RFFV4.

Примечание: Для отчета J_3RFFV4 (Форма-4) существует специфическая логика заполнения экрана выбора в случае использования сдвинутого финансового года. При необходимости получить данные за календарный года, он указывается качестве финансового года, а индикатор Альтернативный период не проставляется.

Учет основных средств

Для тиражированных западных систем учет основных средств и амортизации, ведущийся по 01 основной области оценки, – это учет по корпоративным правилам. Для учета по локальным правилам обычно создается отдельная область оценки без проводок, а также дополнительная область оценки, отражающая разницу, возникающую между двумя областями. По этой дополнительной области разниц обычно формируются проводки в конце периода по техническим для корпоративного учета счетам. В этом случае для формирования балансовых форм по РСБУ необходимо использовать суммы соответствующих счетов по 01 области оценки и дополнительной области разниц.

В случае использования сдвинутого финансового года возникают следующие проблемы:

  • Израсходованный срок в карточках формируются не по правилам РСБУ (в соответствии с календарным годом), а по сдвинутому финансовому году, так как переключение года производится в момент смены года;
  • Отчеты по Запасам ОС функционируют в пределах года. Просмотреть сальдо на конец месяца внутри года можно только в случае, если год не закрыт. В случае сдвинутого года можно оказаться в ситуации, когда часть календарного года относится к уже закрытому периоду.

Аналогичная ситуация может возникнуть в случае корректировки каких-либо параметров расчета амортизации по объекту, если такие изменения производятся в период, когда финансовые год уже закончился, а календарный год еще нет. В этом случае корректировка параметров повлияет только на расчет амортизации уже нового финансового года, а в случае, если данные изменения должны были вызвать корректировку амортизации, относящейся к месяцам предыдущего финансового года, то суммы корректировок уже не рассчитаются автоматически, и их необходимо будет вводить вручную.

Расчет себестоимости

Требованием РСБУ является получение фактической себестоимости производимой и реализуемой продукции. Для налогового учета также необходим расчет налоговой себестоимости продукции или товара, правила расчета которой могут отличаться от бухгалтерских.

Большинство западных проектов используют регистр материалов ML (Material Ledger) для определения себестоимости товара и продукции. Проблема в том, что практически во всех случаях правила ее формирования отличаются от правил, определяемых нашим законодательством.

В зависимости от видов настройки регистра могут возникнуть следующие проблемы. Чаще всего учет товара ведется по стандартной цене и переоценка (изменение данной цены на фактическую) производится только раз в год. Отклонения между стандартной и фактической ценой накапливаются на отдельных счетах. Таким образом, фактическая себестоимость в разрезе материалов в системе не ведется. Кроме того, правила формирования отклонений по корпоративным стандартам могут отличаться от требований РСБУ и налогового учета.

Расчет налоговой себестоимости является частью ТПР по налогу на прибыль, входящего в Russian Add-on и реализованного на базе FI-SL или новой ГК. Но даже при использовании ТПР процесс расчета себестоимости требует донастройки «сведений» и «распределений» сумм отклонений, по причине различий в их составе для целей корпоративного и налогового учета.

Для получения фактической бухгалтерской себестоимости можно использовать несколько подходов, и все они основаны на заведении дополнительных технических счетов, которые не релевантны для корпоративного учета, а используются только для РСБУ.

Сумма отклонений в течение периода накапливается на определенных счетах в разрезе материалов. В конце периода необходимо провести расчет и распределение данных отклонений на соответствующие потоки – товар или продукция на складе, реализация, брак и т.д. В случае, если правила расчета фактической себестоимости с помощью регистра материалов не обеспечивают выполнение правил РСБУ, то в зависимости от требований и возможностей проекта используются следующие подходы:

  • разрабатывается отдельная программа, которая анализирует движения товара, собирает все затраты периода, производит расчет и формирует проводки на технических счетах;
  • расчет и распределение производится вне системы, для чего в конце периода производится выгрузка из системы данных по формированию отклонений и проводок по движениям материалов. В Excel производится расчет фактической стоимости каждого материала на основании остатков на начало месяца, движений по поступлению (закупке или производству) и реализации. Затем производится загрузка через функциональность пакетного ввода из Excel-файла в систему корректировочных проводок по списанию себестоимости реализации на технические счета. Необходимо хранить стоимость остатков на складе в разрезе товаров вне системы (в Excel), чтобы использовать для расчетов следующего месяца. Проводки на технических счетах формируются без разреза по материалам, а цена фактических остатков на складе не изменяется (остается стандартной), поэтому часть отклонений, приходящаяся на остаток на складе, участвует в распределении следующего месяца.

В обоих случаях требуется разработка методологии, настройка и подбор отчетов для выгрузки, настройка пакетного ввода и загрузки.

Различия во времени отражения операций (Accruals)

На Roll Out проектах возникают сложности также в связи с разницей в периоде признания расходов между корпоративным учетом и РСБУ. Признание расхода по корпоративному учету происходит в периоде возникновения расхода, а по РСБУ – на дату поступления первичных документов. Так как в большинстве западных конфигураций регламентируется жесткое закрытие периода в первых числах следующего месяца, то отражение данных расхождений предполагает проведение дополнительных корректировочных проводок по техническим счетам, релевантным только для целей учета по РСБУ.

Данный процесс вызывает не только дополнительные Accruals и различие в сумме расходов при формировании себестоимости, но и усложняет учет НДС, так как ведет к увеличению объема операций, попадающих в Дополнительные листы Книги Покупок. Для корректного формирования Дополнительных листов, документы предыдущих периодов, поступившие в текущем, вводятся в текущем периоде по следующим правилам: дата проводки относится к текущему периоду, дата документа - равна дате, указанной в печатной форме. В этом случае стандартная функциональность Книги покупок формирует Дополнительные листы автоматически.

Уменьшение объема разниц может быть достигнуто жестким регламентом, определяющим порядок принятия документов к учету, например, возможно принять управленческое решение - включать в расходы текущего периода только документы, поступившие до 2-3 числа следующего месяца. Такие ограничения можно принять в части правил включения расходов в фактическую себестоимость месяца.

Для обеспечения жестких требований по отражению в Книге покупок всех документов текущего периода, поступивших до 20 числа следующего месяца, необходима доработка Книги Покупок.

Логистика

Выходные логистические формыПроблемы, возникающие при формировании выходных печатных форм Счета-фактуры, Торг-12 и т.д.:

  • каждый клиент имеет специфические требования заполнения полей документов;
  • зачастую возникает потребность формировать выходные документы в нескольких валютах и на нескольких языках;
  • отличие правил заполнения полей мастер данных в существующей конфигурации от принятых для формирования структуры данных и заложенных в функциональности Russian Add-on;
  • иногда построение бизнес-процесса компании требует производить печать выходного документа не на той операции, к которой данная печать предусматривается в стандарте. 

Логику правил заполнения полей в печатных формах можно адаптировать к существующей в корпоративной системе структуре с помощью стандартных BADI, но может возникнуть необходимость изменения логики программы, что требует отдельной разработки.

Учет по ГТД

Стандартное решение по учету ГТД предполагает списание товара в разрезе ГТД по FIFO в рамках Завода, но без привязки к партиям. В результате может возникнуть ситуация, когда при отпуске партии будет проставлен не тот ГТД, по которому данная партия поступила. Для решения проблемы необходима доработка стандартного решения.

Для введения ГТД в систему, с помощью транзакции J3RFGTDUSAGE есть три опции для заведения ГТД:

  • на Заказ;
  • на документ материала;
  • на инвойс.

Необходимо иметь в виду, что в Книгу покупок ГТД попадает только в случае заведения на Заказ.

Закрытие периода

Закрытие периода осложняется не только тем, что в западном учете не используют закрывающих проводок по итогам месяца, например: Дт90 Кт20(44), Дт84 Кт90 и т.д. но и тем, что возможен сдвиг финансового года относительно календарного. Для формирования отчетных форм и формирования закрывающих проводок по правилам РСБУ создаются технические счета, которые не используются в корпоративном учете, но, в совокупности с используемыми счетами, создают правильную картину закрытия для Российского бухгалтерского учета.

Если сдвига финансового года нет, то технические счета создаются как счета прибылей-убытков, которые имеют один счет результата (так же технический), соответствующий 84-му счету. В результате в конце каждого периода вручную выполняются проводки закрытия, не затрагивающие корпоративный учет. В конце года технические счета автоматически закрываются на свой технический счет результата и, так как проводки производились только внутри данного блока счетов, то все итоги в результате автоматически обнуляются.

В случае, когда в компании используется сдвинутый финансовый год, перенос сальдо на счет результата происходит раньше, чем это необходимо для РСБУ (например, в конце сентября при сдвиге на последний квартал). Для того, чтобы избежать этого технические счета создаются счетами наличия, соответствующими 90-м, 44-м, 91-м и 84-м для сохранения накопленных оборотов. Операции по данным счетам включаются в отчетность по РСБУ, но в этом случае, в конце календарного года, необходимо сделать по этим счетам сторнирующие проводки.

Автор
Татьяна Шаньгина
Архитектор решений SAP
Задать автору вопрос!
Поделиться

Онлайн-покупки с помощью электронной почты: комментирует эксперт TeamIdea
Интервью с экспертом TeamIdea об особенностях перехода на систему "Меркурий"
Комментарий эксперта TeamIdea о функциональных особенностях системы "Меркурий"

Отправить
Регистрация пользователя
После Регистрации Вам будут доступны к скачиванию материалы с ограниченным доступом.

Зарегистрироваться
Авторизация пользователя
После Регистрации Вам будут доступны к скачиванию материалы с ограниченным доступом.
Нет пароля? Тогда вам сюда — Регистрация?

Регистрация пользователя
Ваша регистрация прошла успешно!

Восстановление пароля
Письмо с новым паролем отправлено Вам на почту

Опытные SAP консультанты TeamIdea ответят на все Ваши вопросы.

Благодарим Вас за обращение в TeamIdea. В ближайшее время наш специалист свяжется с Вами.